Год семьи
Год экологической культуры и бережного природопользования
555-летие г.Чебоксары
Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике
Школьное питание
Министерство образования Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Психолого-педагогические классы
Российское образование Федеральный портал
Федерального центра информационно-образовательных ресурсов
Прокуратура информирует
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
79-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне
Национальный проект «Образование» Национальный проект «Образование»
Цвети, моя Чувашия
Каникулы в БезОпасности
ЗИМНИЙ ОТДЫХ
Лето - 2024
Безопасное окно
Профилактика пожаров
Сообщи, где торгуют смертью
Дистанционное обучение
Сетевой Город. Образование
Приём в первый класс
Прием в 10 класс
Проектория
Профилактика гриппа, коронавируса и ОРВИ Профилактика гриппа, коронавируса и ОРВИ
Государственная итоговая аттестация
Моя дорога - Мой выбор!
ОРКСЭ и ОДНКНР
Благоустройство территории
PRO-Здоровье
Всероссийская олимпиада школьников
Месячник "Оборонно-массовой и спортивной работы"
Оценка качества образования
Сурский и Казанский оборонительные рубежи
Чӑвашлӑх тĕнчи
Бессмертный полк
Навигатор дополнительного образования детей
Другое дело
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ СОШ 50
Уроки мужества
Пушкинская карта
Школьный театр
Школьный музей
ВПР
Школьное СМИ
Капитальный ремонт 2022-2023
Разговоры о важном
Школьный спортивный клуб ПОЛТИННИК
Билет в будущее
Министерство образования Чувашской Республики
Наставничество
Навигаторы детства
Новогодняя школа 2023-2024

Педагогам

Формирование информационной культуры у обучающихся как основа безопасного поведения в интернет-пространстве (о правилах безопасности при посещении интернет) методические рекомендации

Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников

Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность. Информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.

Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Кроме того следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

  • школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
  • ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности - не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога - только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
  • лучше работать за компьютером в первой половине дня;
  • комната должна быть хорошо освещена;
  • при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
  • расстояние от глаз до монитора - 60 см;
  • периодически делать зарядку для глаз.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.

В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиа- безопасности»); знакомить родителей с современными программно- техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.

В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанная специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ (http://detionline.com - главная страница,http://detionline.com/internet-project/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf теория, http://detionline.com/assets/files/research/Book Praktikum.pdf — практика).

Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс «Разбираем Интернет»

(www.razbiraeminternet.ru). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт.

Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher.

Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно- методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children health and care in it.pdf

Рекомендации по безопасному использованию Интернета для несовершеннолетних и их родителей даны и на сайте Майкрософт.http://www.microsoft.com/ru-ru/security/family-safety/kids-social.aspx,http://www.microsoft.com/ru- ru/security/default.aspx.

Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы для проведения педсоветов в образовательных организациях по вопросам безопасности детей в сети Интернет.

Рекомендуется провести анкетирование обучающихся и родителей по вопросам безопасного использования сети Интернет. Вопросы для анкетирования учащихся и родителей представлены на сайте «Детионлайн»http://detionline.com/internet-project/competence-research.

В письме Министерства образования и науки РФ от 25.12.13 № НТ- 1338/08 об учебной программе «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» предлагаются модели уроков по вышеуказанной теме, даются рекомендации для учёта возрастных особенностей учащихся.

http://www.dagminobr.ru/documenty/informacionnie pisma/pismo 3431018 ot 29_yanvarya 2 014 g/print.

При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.

Интернет-ресурсы для педагогических работников:

https://www.единыйурок.рф Методические рекомендации по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учетом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности

http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.

http://content-filtering.ru/ сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.

http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.

http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.

http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.

http://www.saferunet.org/children/ Центр безопасности Интернета в России.

https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909 029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет

Урок в 9-10 классах. Профилактика интернет-зависимости «Будущее начинается сегодня»http://festival.1september.ru/articles/612789/ . Материал разработан для учащихся 9-11 классов, но может модифицироваться и для учащихся среднего звена школы.

http://www.nachalka.com/node/950. Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»

http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы

http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности

http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет -управляй им»

http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.

Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников

http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев.http://xn--b1afankxqj2c.xn--p1ai/partneram-o-proekte мероприятия проекта «Сетевичок». Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:

  • Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков.
  • Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»
  • Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети».
  • Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»

Рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве»: /rekomendacii.pdf

Методические рекомендации по проведению Единого урока по безопасности в сети «Интернет»: /metodrec2017.pdf

Сетевая конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»:https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/

Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)

  1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
  2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
  3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
  4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
  5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
  6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
  7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
  8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
  9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
  10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровье сбережения.
  11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?