Основные направления деятельности
Диагностическое
Всегда перед диагностикой психолог задает себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?». Результаты диагностик обсуждаются в рамках дозволенного — «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ», с родителями, классным руководителем.
Если психолог проводит диагностику, то опросники старается не диктовать, а раздавать детям в напечатанном виде. Ученикам младшего школьного возраста интереснее рисовать, а спектр проективных методик очень широк. Не нужно забывать и о том, что любая диагностика должна быть интересна ребенку, иначе результат будет спорным.
Иногда учителю и родителям важнее узнать эмоциональное состояние ребенка, его взгляд на мир. В старших классах — то же самое только с другой целью — показать подростку его возможности, внутренний мир, помочь наладить диалог с самим собой.
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающие занятия содействуют развитию интеллектуальных способностей: словарного запаса и общей осведомленности, пространственных представлений, логического мышления; развивают память, внимание, восприятие, коммуникативные способности.
Они могут помочь детям войти в контакт друг с другом и с взрослыми, осознать себя как личность, помочь детям осознать свои положительные черты характера; познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, упражняться в их применении, выявить школьную мотивацию, укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы; учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния и решают многие другие задачи, для каждого конкретного возраста.
Подавляющее большинство занятий проводится в послеурочное время, в группах продленного дня.
Консультативная работа
В школе, проводятся консультации для родителей, педагогов и детей. После проведенной диагностики родителям всегда даются рекомендации, по поводу коррекционных занятий и дальнейшего развития ребенка.
Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д.)
Просветительская работа предполагает заинтересованность просвещаемых, поэтому психолог всегда выбирает самые интересные темы для обсуждения. Это могут быть тренинги профориентации для старшеклассников, обсуждения на родительских собраниях возрастных особенностей детей и просто беседы.